Причины неполадки системы охлаждения и их устранения
Система охлаждения автомобиля состоит из рубашки охлаждения, насоса жидкости, радиатора с вентилятором, термостата, соединительных шлангов и трубок, резервного бачка и герметичной пробки.
Система охлаждения автомобиля состоит из рубашки охлаждения, насоса жидкости, радиатора с вентилятором, термостата, соединительных шлангов и трубок, резервного бачка и герметичной пробки. Ко всему этому подсоединён также и теплообменник для печки салона. Но самый главный компонент в системе – это сама охлаждающая жидкость. Лучше всего сюда подошла бы вода, но, увы, она легко замерзает и, ко всему прочему, вызывает коррозию. Так что вместо воды используют антифриз. Их температура замерзания доходит до аж -65, а антикоррозийные присадки не дают жидкости разрушать мотор. У моторов с турбонаддувом охлаждающая жидкость также идёт в интеркулер и в саму турбину.
Сам принцип работы системы очень прост. «На холодную» насос гоняет охлаждающую жидкость по малому кругу, то есть в обход радиатора. При этом жидкость проходит через рубашку и головку цилиндров, а после возвращается в насос. В это же время эта же жидкость проходит через салонный отопитель. Когда же жидкость нагревается до примерно 90 градусов, в дело вступает термостат. С помощью клапана он перенаправляет поток жидкости к радиатору. Там она охлаждается за счёт набегающего потока воздуха. А если его недостаточно, то в дело вступает вентилятор, вращаемый электродвигаетелем.
Что может пойти не так?
Самая главная причина выхода системы из строя – это течи. Как известно, ничто не вечно, как и трубки, прокладки, радиаторы и прочие. Больше всего тут жаль радиатор, ведь он часто попадает под удар в авариях, в него летит вся пыль и камни с дороги. А химия против дорожного льда и вовсе его разъедает. Особенно страдают радиаторы авто без кондиционера (но 2021 году такую машину найти сложно), теплообменник которого стоит перед радиатором двигателя. Иногда антифриз может разрушить подшипник помпы, просочившись к нему. А если это вовремя не заменить, то двигатель пострадает не только из-за перегрева, но и из-за обрыва привода ГРМ, ведь зачастую именно он и приводит в действие помпу. А тут уже и кап.ремонт двигателя не за горами.
Клапан термостата также может застрять в каком-либо из положений. Если он останется закрытым, то мотор быстро перегреется даже в мороз. А если в открытом, то мотор не нагреется до своей рабочей температры, что повлечёт за собой повышеный износ и расход топлива.
Негерметичная крышка тоже вызовет неисправность – жидкость очень скоро закипит. Ведь герметичная крышка поднимает температуру кипения за счёт удержания относительно высокого давления в системе.
Разумеется, в случае протечки необходимо менять компонент, никаких других вариантов нет. Некоторые умельцы могут заклеить, допустим, прохудившийся шланг, но это сработает только как временная мера. Так можно до магазина запчастей или автосервиса доехать. Если, конечно, автомобиль жалко.
Иногда охлаждайку надо менять
Если система оставалась исправной и герметичной, а сама жидкость была чистой, то её можно менять раз в 5 – 10 лет. Но вот в случае перегрева, неработающей печке или использования не той жидкости, систему придётся промыть. Для этого можно слить старую охлаждающую жидкость, залить дистиллированную воду, запустить двигатель и прогреть его. После чего, подождав, пока система остынет, слить воду, продуть систему и залить свежий антифриз.