Что влияет на эффективность тормозов?
Вопрос про эффективность тормозов вряд ли поставит в тупик автомобилиста. Многие водители знают, что правильный ответ — колодки.
Вопрос про эффективность тормозов вряд ли поставит в тупик автомобилиста. Многие водители знают, что правильный ответ — колодки. Одноко, тормоза автомобиля представляют собой систему с большим количеством составляющих, каждая из которых важна в работе механического устройства. Чтобы понять, что в нем работает не так, разберём весь тормозной путь — от педали до диска с колодкой.
В тонкостях работы тормозов в машине помогут разобраться специалисты бренда из Германии Textar. Представители TMD Friction хорошо знают все не только в теории, но и на практике. И бесспорно могут считаться лучшими экспертами в этой области.
Тормозные колодки, а также накладки этого производителя используются на многих автозаводах мира. Компания занимается разработкой фрикционных материалов. Подобных поставщиков на европейском рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому к этим людям стоит прислушаться.
Итак, начнем!
Взгляд изнутри
Если квартира начинается с прихожей, то тормоза автомобиля — с педали. А она из строя практически не выходит. Возникает вопрос: что с педалью может случиться. Оказывается, некоторые неприятности на дороге из-за нее все же случаются.
Вспомним зиму и представим, что будет, если водитель забывает стряхнуть с обуви снег? Правильно, под педалью появится лёд, который коварно помешает водителю в самый ответственный момент. Нога при торможении может соскользнуть с педали. И тут возможны неприятности. Некоторые отмахнутся с отговоркой, что все это несерьёзно, с ними это никогда не случалось и не произойдет. Как известно, иногда лучше перестраховаться и, садясь за руль, убедиться, что педаль сухая и не скользкая. Не следует также злоупотреблять накладками «под алюминий». Они ненамного комфортнее стандартных из резины.
Далее разберём другие более важные факторы, влияющие на торможение. Их в автомобиле немного, и зачастую на них никто не обращает внимание. Однако в тормозах важно абсолютно все.
К примеру, рычаг или же педаль и кнопка стояночного тормоза. Конечно, стояночная и рабочая системы не одно и тоже, но в машине между собой все связано. От состояния одного тормоза зависит другой. Небольшое расстояние в колодках задних тормозов приводится в действие стояночным тормозом. Есть и другие машины, в которых он трансмиссионный или с приводом на переднюю ось.
У барабанных тормозов самоподвод не так эффективен, как у дискового устройства, поэтому барабанные тормоза более критично относятся к работе задних колодок. Например, когда тросовый привод стояночного тормоза работает некорректно, задние колонки начинают заедать и за счет этого быстро приходят в негодность. Параллельно идет еще один процесс — в зависимости от конструкции начинают нагреваться тормозной барабан или диск, которые начинают деформироваться, а в запущенных случаях возникнут проблемы еще и у ступицы с подшипником, что намного снизит ресурс последнего.
Через некоторое время в кожухе перестанет свободно ходить трос. За ним нужно следить, особенно если в кожухе копится влага. В этом случае летом он ржавеет, а зимой замерзает. Для некоторых машин это типичная поломка. К примеру, трос ручника у «Опеля Мокка» рядом с колесом имеет впадину, в которой часто скапливается жидкость. Вода провоцирует заклинивание колодок и, как следствие, быстро изнашиваться. Итак, не стоит забывать о роли стояночного тормоза. Его работу нужно постоянно контролировать, заботиться и проводить профилактику. Это все, что есть от тормозной системы в салоне автомобиля. Далее осмотрим капот.
От ГТЦ до ABS
Не так давно подавляющее большинство водителей знали о главном тормозном цилиндре (ГТЦ). Это автомобильное устройство движение педали преобразует в давление тормозной жидкости. А знают водители о ГТЦ просто потому, что это устройство раньше часто давало сбои. Корень проблемы всегда крылся в разном: низком качестве изготовления главных тормозных цилиндров для "Москвичей" и "Жигулей" или комплектующие — манжеты и сальники были недолговечны. В современных автомобилях эта часть тормозов ломается не так часто, тем не менее, нельзя сбрасывать ГТЦ со счетов. Возможны протечки все из-за тех же резинок, они же могут страдать из-за коррозии. Понять, что «полетел» именно цилиндр, можно по провалившейся педали тормоза. Чтобы ГТЦ работало как можно дольше, следует контролировать состояние тормозной жидкости. Она гигроскопична: отлично насыщается влагой из воздуха, что ускоряет коррозию частей тормозной системы. В этом состоянии изменится и характеристика жидкости — повысится температура кипения, что может привести к автокатастрофе.
Напомним для тех, кто не знает, что может произойти в такой момент. При попытке затормозить колодки и диск станут горячими, повысится температура суппорта и тормозной жидкости. Если она новая и без попавшей в нее влаги, повышение градуса на нее не повлияет. При наличии воды произойдет ее закипание, и в тормозной жидкости появится газовая или паровая пробка. Это повлияет на рабочие свойства — жидкость потеряет несжимаемость, педаль «уйдет» в пол, а колодки не будут держать диск. В результате тормоза пропадут. Даже не автомобилисту понятно, что последствия могут быть непоправимыми.
Избежать смертельной опасности можно. Главное помнить, что от состояния жидкости зависит работа тормозов. Следить нужно не только за уровнем, падение которого сигнализирует о появлении утечек, но и возрастом. Замену тормозной жидкости производят дважды в год. Тогда не будет западать педаль тормоза, а на деталях системы не появятся следы коррозии.
Снова заглянем под капот и найдем еще одну важную деталь тормозной системы — вакуумный усилитель. Удивительно, что самый первый признак появившейся проблемы совершенно не сказывается на эффективности торможения. Проявляется он так: если затормозить на холостых оборотах, мотор заглохнет или сделает попытку отключиться. Причина кроется следующем: принцип работы усилителя заключен в разжижении во впускном коллекторе. Когда он разгерметизируется (между вакуумным и атмосферным отделом пропускает диафрагма), во впуск проникает лишний воздух, и мотор глохнет. Водитель начинает замечать растущее усилие на педали тормоза, рост может быть таким, что возникает желание давить на них двумя ногами, но остановочного пути недостаточно.
Делать диагностику вакуумного усилителя должны только специалисты. В ситуации, когда при нажатии на педаль заметны изменившиеся обороты коленвала, машина не слушается лучше сразу же обратиться в сервис. Чаще всего виновным оказывается не усилитель, а подсасывающий воздух вакуумный патрубок.
Под капотом находится еще одна достаточно заметная деталь — исполнительный элемент тормозной системы. ABS правильнее называть гидроблоком. В этой детали находятся электромагнитные клапаны, гидроаккумуляторы и насос — все управляется электроблоком. Каждый автолюбитель должен помнить, если на панели начала хандрить лампочка ABS, то машине пора на проверку в сервис. Отметим, сам блок ломается редко, а причина неисправностей антиблокировочной системы зачастую прячется в датчиках ABS. Они стоят на колёсах и в их проводке.